7 этапов внедрения системы безопасности Lockout/Tagout (LOTO)

Технические вопросы

Внедрение системы безопасности Lockout/Tagout – продолжительный процесс, требующий деятельного участия как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. У инженеров компании ЮМП накопился огромный опыт интеграции системы на производствах России и ближайшего зарубежья, а также сложилось полное понимание местной специфики. Тем не менее, если не вдаваться в частности, процесс можно разделить на семь этапов, по которым заказчик заранее может продумать дорожную карту работ и оценить потенциальные трудозатраты сотрудников предприятия.

Lockout/Tagout – система безопасности, направленная на предотвращение контактов сотрудников предприятия с источниками опасных энергий (электрическими, тепловыми, пневматическими и другими) в процессе ремонта или обслуживания оборудования. Перед началом работы ответственный сотрудник или группа сотрудников отключает подачу энергии, после чего перекрывает доступ к регулирующему её устройству (включатель, автомат, вентиль, рубильник итд). Заблокированное устройство может сопровождаться предупреждающей маркировкой и инструкцией для других сотрудников. Именно вокруг этого базового алгоритма, простого на словах, и выстраиваются все процессы по внедрению системы безопасности.

Итак, после заключения первичной договорённости между подрядчиком и заказчиком, начинается непосредственно работа инженеров на объекте, которая и проходит в несколько этапов.

Этап 1. Аудит предприятия

В рамках аудита предприятия инженеры ЮМП собирают информацию, которая потребуется для интеграции системы. Проводится опись источников опасной энергии и точек их отключения, согласовывается техническое задание по всем участкам, где будет производится внедрение и составляется список оборудования LOTO, которое необходимо поставить для работы системы (речь идёт о замках, блокираторах, станциях хранения и сопутствующих опциях). По итогам аудита заказчик получит коммерческое предложение на закупку оборудования и услуг.

Этап 2. Разработка стандарта (Положения) предприятия

Стандарт предприятия – документ первого уровня, регламентирующий единый порядок работы подразделений с системой Lockout/Tagout, а также описывающий требования к сотрудникам и зоны ответственности. Обычно инженеры ЮМП используют шаблон стандарта под конкретную отрасль, дорабатывая его под нужды конкретного предприятия. В случае, если типовые решения не подходят, ЮМП предлагает разработку расширенного стандарта, либо же стандарта группы компаний.

Готовый стандарт содержит в себе цели и области применения системы LOTO, терминологию и ссылки. Указываются общие требования и шаги блокировки, принципы организации хранения и выдачи оборудования, с учётом специфики служб предприятия. Обычно, подготовка стандарта требует разработки проекта документа с одним выездным совещанием перед разработкой и последующим удалённым согласованием. В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные выезды и проведение тренингов. По результатам второго этапа заказчик получит согласованный проект стандарта.

Этап 3. Разработка инструкций

По результатам аудита, а также исходя из технического задания и согласованного стандарта предприятия, разрабатываются инструкции для оборудования, содержащие всю необходимую информацию для блокировки. Инструкции составляются удалённо по итогам обхода производственного оборудования совместно со специалистами заказчика. Инструкции передаются заказчику в форматах для печати и редактирования, вместе с пакетом сопроводительных материалов: списком инструкций, описью хранения на постах LOTO, перечнем необходимых модификаций, картой энергий.

Согласно результатам международных исследований в области производственной безопасности, несчастные случае при обслуживании оборудования происходят, как правило, не вследствие ошибочного запуска, а из-за оставшейся энергии. Именно поэтому качественные инструкции становятся ключевым инструментом системы LOTO для снижения травматизма. Для повышения качества проводят более глубокий анализ рисков и добавляют в инструкции дополнительные данные, вроде более наглядных блокировочных схем с иллюстрациями реального оборудования.

Этап 4. Согласование

Удалённое согласование разработанной документации между заказчиком и подрядчиком. В большей степени сроки проведения зависят от первой стороны.

Этап 5. Поставка оборудования

Физическая доставка оборудования Lockout/Tagout на предприятие заказчика. Сроки сильно варьируются, в зависимости от требуемого оборудования. Базовое оборудование для проектов близких к типовым в большом количестве поддерживается на складах, поэтому будет доставлено в кратчайшие сроки. Оборудование с нестандартными цветовыми схемами или габаритами, также как и любые модификации под заказ, придётся ждать до нескольких месяцев, в зависимости от сложности проекта.

Этап 6. Шефмонтаж.

На этапе шефмонтажа инженер выезжает на предприятия, чтобы осуществить организационно-техническое руководство монтажом и маркировкой оборудования. В процессе происходит размещение постов Lokout/Tagout на участках, определённых в ходе аудита, и комплектация их блокировочными устройствами. Изготавливаются бирки, которыми маркируется оборудование, блокираторы и посты LOTO. Заранее подготовленные инструкции размещаются на местах будущего применения.

Этап 7. Обучение.

Завершающим этапом внедрения системы безопасности Lockout/Tagout становятся тренинги персонала. Сотрудников обучают работе с системой LOTO: показывают, как пользоваться блокираторами и замками и объясняют регламенты групповой блокировки. Задача стоит не только в том, чтобы передать персоналу нужные знания о системе, но и мотивировать на исполнение предписанных инструкций.

Для закрепления материала после тренинга проводится тестирование знаний и отработка практического применения полученных навыков. Опционально сотрудникам раздаются конспекты, а по завершению курса обучения – свидетельства о прохождении обучения. По согласованию с заказчиком также может быть снят обучающий фильм для будущих сотрудников предприятия, которых придётся знакомить с уже работающей системой LOTO.

← К списку новостей