SIC может работать дольше. Почему оборудование SIC Marking выходит из строя
За долгие годы использования ударно-точечные маркираторы SIC Marking доказали свои качество и надёжность. Однако, ни одно техническое устройство не обходится без неисправностей и поломок, причины возникновения которых бывают трёх типов:
- Естественный износ.
- Скрытые дефекты и производственный брак.
- Неправильная эксплуатация.
Естественный износ
Любая техника подвергается естественному износу. И чем сложнее условия работы, чем выше интенсивность нагрузок, тем скорее возникает потребность в ремонте, замене деталей и сборных узлов. Впрочем, износ можно замедлить, если следовать указаниям инструкции по эксплуатации и проводить плановое техобслуживание маркиратора.
Пользователи, которые, не дожидаясь выхода маркиратора из строя, проводят превентивную профилактику самостоятельно или в авторизованном сервисном центе, в результате куда реже сталкиваются с внештатными остановками производственного процесса. Более того, профилактика значительно быстрее и дешевле, чем полноценный ремонт с заменой модулей и запчастей.
Скрытые дефекты и производственный брак
Благодаря многоступенчатой системе производственного и предпродажного контроля качества, пользователи почти не сталкиваются с бракованными моделями SIC Marking.
За 17 лет продаж оборудования SIC в России процент моделей со скрытыми дефектами и браком составил 3,5%. Число получено из отношения неисправностей, выявленных в процессе предпродажной проверки Сервисным Центром ЮМП и рекламаций, полученных в гарантийный период, к общему количеству проданного оборудования. Более того, 50% рекламаций разрешаются путем локальной настройки узлов и агрегатов Сервисным Центром ЮМП, либо обновлением программного обеспечения.
Неправильная эксплуатация
Под неправильной эксплуатацией мы понимаем не только грубые нарушения рекомендаций из инструкции по применению, но и отсутствие своевременного ухода за оборудованием. Важно понимать, что у обеих этих проблем общий корень.
В современных реалиях отделы российских предприятий, занимающиеся эксплуатацией оборудования, испытывают катастрофический кадровый голод. Нехватка квалифицированных рабочих рук вместе с тотальной экономией на производственных издержках больно бьют по службам эксплуатации. В результате, внимание уделяется лишь самым дорогим станкам, в то время как более простое оборудование остаётся без ухода. Даже на именитых предприятиях маркировочное оборудование может работать без обслуживания по нескольку лет. В итоге маркираторы отправляются в утиль, не вырабатывая и 50% заложенного производителем ресурса.
Более того, из-за бюрократических схем работы и снабжения таких предприятий, становится слишком сложно комплектовать оборудование запчастями и расходными материалами. А ещё сложнее – обслуживать оборудование вне предприятий за дополнительную оплату. В результате, чаще отделу снабжения проще купить новый маркиратор, чем заниматься восстановлением неисправного старого. В этом наши предприятия сильно отличаются от европейских, где оборудование эксплуатируется в полном соответствии с инструкцией, используются только оригинальные расходные материалы и комплектующие, а узлы машин превентивно заменяются новыми.
По оценкам специалистов Сервисного центра ЮМП (СЦ ЮМП), в России лишь 10-15% вышедших из строя маркираторов добираются до сертифицированных сервисных центров. Но из тех, что всё-таки добираются, примерно 20% выходят из строя по вине пользователей. То есть ломаются из-за ошибок, которых можно было бы избежать, внимательно ознакомившись с инструкцией. К числу таких ошибок относятся:
- некорректный выбор настроек,
- использование оборудования в экстремальных погодных или температурных условиях,
- пренебрежение своевременной очисткой и смазкой оборудования,
- неаккуратное обращение,
- экономия на расходных материалах (игла, пружина, направляющая иглы),
- самостоятельный ремонт маркиратора.
Как видно из графика, можно выделить три основные ошибки при использовании маркираторов. Ниже рассмотрим их подробно.
Самостоятельный ремонт маркиратора
Пытаясь сэкономить, но не имея оригинальных запчастей и достаточной квалификации, пользователи пытаются самостоятельно отремонтировать маркиратор: проводят скрутку жил управляющего кабеля, перепаивают платы контроллера, затачивают иглы ударного модуля. Увы, восстановить работоспособность маркиратора своими руками получается редко, а неудачные попытки отремонтировать одни узлы лишь приводят к выходу из строя других.
Самостоятельный ремонт маркиратора влечёт за собой:
- некорректную или нестабильную работу,
- выход из строя работоспособных узлов,
- потерю гарантии,
- значительное повышение стоимости ремонта в сервисном центре.
Повреждение управляющего кабеля
Данная неисправность более характерна для портативных маркираторов, обладающих длинным управляющим кабелем (до 15 метров). У стационарных машин такие повреждения крайне редки.
Типовые ошибки:
- подъем или перемещение маркировочной головы за кабель,
- чрезмерное перекручивание кабеля,
- падение на управляющий кабель тяжелых или острых предметов,
- наезд техники.
В обновленной линейке портативного оборудования p63/p123 место сочленения управляющего кабеля с маркировочной головой усилено металлической пружиной, что снизило риск истирания управляющего кабеля в точке наиболее частого изгиба.
Производитель рекомендует позаботиться о дополнительной сохранности кабеля еще на этапе планирования маркировочного участка и организации рабочего места:
- предусмотреть расположение управляющего контролера в стационарном месте,
- управляющий кабель закрепить на поворотной кран-балке в зоне маркировки,
- маркировочную голову разместить на балансире.
Если же организовать подобным образом рабочее место возможности нет, следует быть ещё более внимательным и аккуратным во время эксплуатации портативного маркиратора. Стоит также отметить, что описанная проблема почти не встречается при работе со стационарным и интегрируемым оборудованием.
Выход из стоя ударного модуля
В первую очередь, неисправность ударного модуля может быть связана с ненадлежащим обслуживанием. Смазку твердосплавной иглы нужно проводить максимально аккуратно: смазывать только иглу и её направляющую. Остальные части электромагнитного модуля следует очищать от смазки и загрязнений. Наличие лишней смазки может привести к перегреву обмоток электромагнита, мешая свободному движению воздуха, охлаждающего модуль в процессе работы.
Также смазка должна иметь минимальную вязкость, чему соответствует оригинальная смазка из минерального масла сверхтонкой очистки (sic4300481). Более вязкие смазки затрудняют движение иглы, что приводит к перегреву соленоида, очень быстрой деформации пружины, снижению силы удара иглы и, как следствие, некачественной маркировке.
Перегрев соленоида
Интенсивная работа маркиратора ведёт к перегреву соленоида ударного модуля, который может стать причиной выхода того из строя. Для оборудования SIC Marking интенсивность работы складывается из:
- силы удара,
- плотности точек,
- скорости маркировки,
- длительности цикла маркировки,
- длительности перерыва между циклами.
Необходимо соблюдать разумный баланс между перечисленными параметрами и не допускать нагрева соленоида свыше 100ºC. Рекомендуется делать перерывы между циклами маркировки, по длительности равные циклу маркировки. Например, первый цикл маркировки длился 20 секунд, перед запуском второго цикла рекомендуется сделать паузу в те же 20 секунд.
Отметим, что маркираторы SIC Marking относятся к универсальному классу металлообрабатывающего оборудования, которое допускает изменение рабочих параметров в широких пределах, в зависимости от поставленных задач. Однако не стоит забывать, что универсальность предполагает подбор таких рабочих параметров, при которых гарантирована стабильная работа оборудования.
Маркировка под острым углом
Маркировка должна производиться на поверхности, расположенной под углом от 90 до 75 градусов относительно иглы. В противном случае не только ухудшается качество маркировки, но и происходит износ направляющей, приводящий к люфту иглы. Высока вероятность поломки иглы и заклинивания бойка. Что повлечёт замену всего ударного модуля.
Маркировка вхолостую
При запуске маркировки вхолостую (игла не встречает препятствий при ударе) с большой силой удара происходит деформация пружины, заклинивание бойка и повреждение резьбы направляющей.
Неправильная высота иглы
Установка слишком большого расстояния между иглой ударного модуля и маркируемой поверхностью, при сравнительно малой силе удара, приведет к тому, что игла не будет доставать до маркируемой поверхности. В результате маркировка будет некачественной, либо не будет произведена вообще. Последствия будут аналогичными маркировке вхолостую.
В обратном случае, игла ударит по маркируемой поверхности с недостаточной силой. При этом соленоид продолжит толкать иглу. Результатом станут некачественная маркировка и перегрев соленоида ударного модуля.
Подбор правильного расстояния между иглой ударного модуля и маркируемой поверхностью напрямую зависит от выбранной силы удара иглы. В инструкции по эксплуатации маркиратора всегда приводится таблица допустимых высот установки иглы в зависимости от силы удара. Однако, для всех моделей ударно-точечных маркираторов SIC Marking, мы рекомендуем устанавливать значение высоты равное значению силы удара. То есть: для силы удара равной «5», установить расстояние между иглой и деталью в 5 мм; для силы удара «9» – 9 мм. При такой настройке, всегда обеспечивается максимальное качество маркировки и минимизируется риск поломки ударного модуля.
Для прочерчивающих пневматических маркираторов оптимальная высота иглы составляет от 0.5 до 1 мм. Ход иглы пневмомодуля имеет ограничение в 4 мм.
Контроллер маркиратора
Выход из строя платы контроллера маловероятен. Однако, некоторые действия пользователя могут этому способствовать. Наиболее частой причиной выхода из строя платы контроллера является использование поврежденного управляющего кабеля.
Также причиной выхода из строя может стать использование маркиратора параллельно с мощным генерирующим оборудованием, например, сварочным аппаратом. Иногда на одном и том же изделии одновременно производятся работы по маркировке и сварке, что ведет к сбоям электроники, а иногда может и вовсе вывести ее из строя.
При эксплуатации маркиратора следует соблюдать правила техники безопасности:
- Подключайте контроллер только к заземлённой сети переменного тока.
- Не пытайтесь перемещать ударный модуль руками. Это вызывает обратный ток, способный повредить электронные компоненты платы контроллера.
- Используйте стабилизатор напряжения или опцию аккумуляторной батареи, чтобы избежать выхода из строя электроники контроллера.
Выводы
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что в первую очередь, выход из строя оборудования связан с неправильной или небрежной эксплуатацией маркиратора. Также к поломкам приводит игнорирование регламентных работ по очистке и смазке подвижных узлов, вкупе с невыполнением планового техобслуживания.
Нужно помнить, что детали маркировочного оборудования работают в условиях ударных нагрузок и подвержены естественному износу. Для обеспечения его надежной работы рекомендуется производить превентивную замену некоторых комплектующих: игл, пружин и направляющих. Для всех моделей маркираторов существуют ремкомплекты, содержащие набор запчастей подверженных интенсивному износу.
Плановое техобслуживание можно провести в сервисном центре ЮМП. Также рекомендуем провести профилактическое обслуживание в сервисном центре после года эксплуатации.